Контроль автомобиля с газовым оборудованием через ГЛОНАСС

Автор: | 11 марта, 2021

Вступление

В этой статье мы расскажем как настраивается подключение спутникового трекера к автомобилю с газо-балонным оборудованием. А затем покажем какой результат мы можем в результате этого подключения получить для ГЛОНАСС мониторинга и контроля пропана или метана. А так же какой отчет формируется для учета топлива автомобилей с ГБО.

Почему мы решили показать весь процесс настройки? С одной стороны большинству клиентов не хочется разбираться в технических деталях, и хочется просто получить быстрый результат. С другой стороны, у нас есть клиенты которые интересуются возможностью самостоятельной настройки отчетов, и тем, какие дополнительные данные можно получить с автомобилей, кроме базовых показаний спутникового мониторинга. Именно для них этот материал.

Итак, в качестве подопытных выступили два УАЗа и одна ГАЗЕЛЬ NEXT. Заказчику важно наладить контроль газа по всему автопарку, поэтому нам выделили для экспериментов три автомобиля работающих на газе. Автомобили с ГБО мы подключали и раньше, но это первые подключенные автомобили работающие на метане. Отличия не существенные, но всё-таки есть.

Пользуясь этой возможность, а так же видя большой интерес со стороны наших коллег с других регионов, мы решили подготовить этот отчет.

Подключение

Точки подключения описаны в предыдущей статье – “Подключаем датчик уровня газа к ГЛОНАСС”

Нам нужны уровень газа с резистивного или оптического датчика на манометре, и факт открытия клапана.

В этой статье уровень мы трогать не будет. С датчика идет сигнал с довольно большими погрешностями и дискретизацией. По нему прекрасно видно заправлялась ли машина до полного баллона, но использовать его в отчетах не удобно. Так что как инструмент контроля мы его подключаем, но в отчетах он не используется.

Как уже писали в предыдущей статье, подключение идёт следующие на контакты трекера Locarus. Клапан – A_IN1. Уровень A_IN3 (или A_INL, в зависимости от диапазона на конкретной машине). Бортовое напряжение кинем на виртуальный второй вход. Сами настройки потом можно будет поменять дистанционно с компьютера, не приезжая на машину.

Настройки входов:
PWR -> P2 (напряжение)
A_IN1 -> P4 (клапан газа)
A_IN3 -> P5 (уровень газа)
Настройка входов спутникового трекера Locarus

Для удобства коллег прикладываем шаблон этих настроек трекера Locarus 702x.

GBO-setup.hs

Настройка диспетчерской программы

Теперь настроим диспетчерскую программы Locarus Informer. Если клиент пользуется облачным сервисом для мониторинга, то эти же настройки потом можно легко применить для сервиса maps.locarus.ru

Нужные виртуальные датчики:
1. Напряжение
2. Преобразователь аналогового входа в дискретный
3. Виртуальный дискретный датчик
Список нужных виртуальных датчиков

Для корректной работы отчета добавим виртуальный преобразователь аналогового входа в дискретный, сам дискретный вход, и контроль бортового напряжения чтобы видеть когда автомобиль заведён.

Порог выключения двигателя: 13 вольт (подбирается индивидуально для каждой машины)
Настройка виртуального датчика бортового напряжения автомобиля

Разумеется порог отключения в 13 вольт проверяется индивидуально для каждого автомобиля. Ставим галочку “фильтр работы двигателя”.

Настройка преобразования аналогового в хода в дискретный, вход 4, выход 8, граница 128.
Преобразование аналогового входа в дискретный

Для того чтобы формировать красивые отчеты нам нужен дискретный датчик, но на автомобиле мы подключаем аналоговый, так вся система работаем надежнее. Поэтому мы его преобразуем в дискретный.

Настройка дискретного датчика.
Если он включен - автомобиль едет на газе, если выключен - на бензине.
Настройка дискретного датчика для контроля вида топлива на котором едет автомобиль

А затем уже используем данные с этого дискретного датчика для отдельного учета передвижения на газе или на бензине.

Вот что в итоге мы видим:

Окно программы спутникового мониторинга, с настроенным подключением ГБО на автомобилях
Окно диспетчерской программы Locarus Informer

Мы сразу же видим километраж которые автомобили проехали всего, и километры пройденные на газе. Внизу на отчете включен график бортового напряжения, скорости и включения газового оборудования.

Если дополнительно настроить датчик уровня – то по изменению графика можно определить время и место заправки автомобиля, а так же факт заправки полного бака.

Для удобства прикладываем образец шаблона настроек автомобиля для программы Locarus Informer.

Клапан-ГБО.clt

Настройка печатных отчетов

Добавим данные по газу в печатную форму отчета. Это делается очень просто.

На форме отчета нажимаем правую кнопку мыши и выбираем "Таблицы - Список ре6йсов"
Как открыть список переменных отчета “Список рейсов”

На печатной форме отчета открываем переменные отчета “Список рейсов” и ищем там дискретный датчик.

Все переменные доступные для отчета "Список рейсов"
Нужная переменная называется “DiscreteMove”

Добавляем её в печатную форму, например вместо графы “Примечание”.

Печатная форма отчета открытая в Open Office для редактирования содержимого столбцов
Добавление переменной в печатную форму отчета

Переименовываем нужный столбец, например “Примечание” и изменяем переменную.

Печатная форма исправленного отчета. Добавлена информация о пробеге на пропане (или метане).
Отчет с информацией о пробеге автомобиля на газе

Всё готово, теперь мы видим сколько автомобиль проехал на пропане (или метане) и при распечатке отчета.

Дополнительные настройки

По желанию можно еще добавить еще один виртуальный датчик, который посчитает ожидаемый расход по заранее введенным нормам расхода. Это удобно для быстрой сверки реальных затрат и ожидаемых. Вот пример настройки.

Виртуальный датчик "Расход по пробегу".
Задаем нормы расхода для города, трассы, зимнего и летнего времени.
Настройки расчета израсходованного топлива по пробегу.

Посмотрите пример настройки на предыдущей картинке. Виртуальный датчик позволяет учитывать расходы топлива как по городу, так и по трассе (разделяя режимы по средней скорости движения). А так же автоматически переходит на расчет по зимним или летним нормативам.