Контроль газа по ГЛОНАСС. Расход пропана или метана.

Автор: | 11 марта, 2021

Вступление

В этой статье мы расскажем как настраивается подключение спутникового трекера к автомобилю с газо-балонным оборудованием. А затем покажем какой результат мы можем в результате этого подключения получить для ГЛОНАСС мониторинга и контролировать расход пропана или метана. А так же какой отчет формируется для учета топлива автомобилей с ГБО.

Почему мы решили показать весь процесс настройки? С одной стороны большинству клиентов не хочется разбираться в технических деталях, и хочется просто получить быстрый результат. С другой стороны, у нас есть клиенты которые интересуются возможностью самостоятельной настройки отчетов, и тем, какие дополнительные данные можно получить с автомобилей, кроме базовых показаний спутникового мониторинга. Именно для них этот материал.

Итак, в качестве подопытных выступили два УАЗа и одна ГАЗЕЛЬ NEXT. Заказчику важно наладить контроль газа по всему автопарку, поэтому нам выделили для экспериментов три автомобиля работающих на газе. Автомобили с ГБО мы подключали и раньше, но это первые подключенные автомобили работающие на метане. Отличия не существенные, но всё-таки есть.

Пользуясь этой возможность, а так же видя большой интерес со стороны наших коллег с других регионов, мы решили подготовить этот отчет.

Подключение для того чтобы видеть расход пропана или метана

Точки подключения описаны в предыдущей статье — «Подключаем датчик уровня газа к ГЛОНАСС»

Нам нужны уровень газа с резистивного или оптического датчика на манометре, и факт открытия клапана.

В этой статье уровень мы трогать не будет. С датчика идет сигнал с довольно большими погрешностями и дискретизацией. По нему прекрасно видно заправлялась ли машина до полного баллона, но использовать его в отчетах не удобно. Так что как инструмент контроля мы его подключаем, но в отчетах он не используется.

Как уже писали в предыдущей статье, подключение идёт следующие на контакты трекера Locarus. Клапан — A_IN1. Уровень A_IN3 (или A_INL, в зависимости от диапазона на конкретной машине). Бортовое напряжение кинем на виртуальный второй вход. Сами настройки потом можно будет поменять дистанционно с компьютера, не приезжая на машину.

Настройки входов:
PWR -> P2 (напряжение)
A_IN1 -> P4 (клапан газа)
A_IN3 -> P5 (уровень газа)
Настройка входов спутникового трекера Locarus

Для удобства коллег прикладываем шаблон этих настроек трекера Locarus 702x.

GBO-setup.hs

Настройка диспетчерской программы. Отчет расхода пропана или метана.

Теперь настроим диспетчерскую программы Locarus Informer. Если клиент пользуется облачным сервисом для мониторинга, то эти же настройки потом можно легко применить для сервиса maps.locarus.ru

Нужные виртуальные датчики:
1. Напряжение
2. Преобразователь аналогового входа в дискретный
3. Виртуальный дискретный датчик
Список нужных виртуальных датчиков

Для корректной работы отчета добавим виртуальный преобразователь аналогового входа в дискретный, сам дискретный вход, и контроль бортового напряжения чтобы видеть когда автомобиль заведён.

Порог выключения двигателя: 13 вольт (подбирается индивидуально для каждой машины)
Настройка виртуального датчика бортового напряжения автомобиля

Разумеется порог отключения в 13 вольт проверяется индивидуально для каждого автомобиля. Ставим галочку «фильтр работы двигателя».

Настройка преобразования аналогового в хода в дискретный, вход 4, выход 8, граница 128.
Преобразование аналогового входа в дискретный

Для того чтобы формировать красивые отчеты нам нужен дискретный датчик, но на автомобиле мы подключаем аналоговый, так вся система работаем надежнее. Поэтому мы его преобразуем в дискретный.

Настройка дискретного датчика.
Если он включен - автомобиль едет на газе, если выключен - на бензине.
Настройка дискретного датчика для контроля вида топлива на котором едет автомобиль

А затем уже используем данные с этого дискретного датчика для отдельного учета передвижения на газе или на бензине.

Вот что в итоге мы видим:

Окно программы спутникового мониторинга, с настроенным подключением ГБО на автомобилях
Окно диспетчерской программы Locarus Informer

Мы сразу же видим километраж которые автомобили проехали всего, и километры пройденные на газе. Внизу на отчете включен график бортового напряжения, скорости и включения газового оборудования.

Если дополнительно настроить датчик уровня — то по изменению графика можно определить время и место заправки автомобиля, а так же факт заправки полного бака.

Для удобства прикладываем образец шаблона настроек автомобиля для программы Locarus Informer.

Клапан-ГБО.clt

Настройка печатных отчетов «расход пропана или метана»

Добавим данные по газу в печатную форму отчета. Это делается очень просто.

На форме отчета нажимаем правую кнопку мыши и выбираем "Таблицы - Список ре6йсов"
Как открыть список переменных отчета «Список рейсов»

На печатной форме отчета открываем переменные отчета «Список рейсов» и ищем там дискретный датчик.

Все переменные доступные для отчета "Список рейсов"
Нужная переменная называется «DiscreteMove»

Добавляем её в печатную форму, например вместо графы «Примечание».

Печатная форма отчета открытая в Open Office для редактирования содержимого столбцов
Добавление переменной в печатную форму отчета

Переименовываем нужный столбец, например «Примечание» и изменяем переменную.

Печатная форма исправленного отчета. Добавлена информация о пробеге на пропане (или метане).
Отчет с информацией о пробеге автомобиля на газе

Всё готово, теперь мы видим сколько автомобиль проехал на пропане (или метане) и при распечатке отчета.

Дополнительные настройки

По желанию можно еще добавить еще один виртуальный датчик, который посчитает ожидаемый расход по заранее введенным нормам расхода. Это удобно для быстрой сверки реальных затрат и ожидаемых. Вот пример настройки.

Виртуальный датчик "Расход по пробегу".
Задаем нормы расхода для города, трассы, зимнего и летнего времени.
Настройки расчета израсходованного топлива по пробегу.

Посмотрите пример настройки на предыдущей картинке. Виртуальный датчик позволяет учитывать расходы топлива как по городу, так и по трассе (разделяя режимы по средней скорости движения). А так же автоматически переходит на расчет по зимним или летним нормативам.