Онлайн-тахограф: когда ждать, где купить и сколько стоит?

Помните, как  владельцы машин не хотели ставить тахограф? Как оттягивали оснащение и искали лазейки в законодательстве? Похоже, сейчас мы будем наблюдать обратный эффект, когда все, кто не успел оснаститься, буквально побегут это делать. Всему виной онлайн-тахограф.

Дело в том, что с 1 марта 2023 года в России формально начался переход на онлайн-тахографы. Несмотря на то, что информации о них — всего ничего, они могут преподнести достаточно неожиданностей.

Цифровой тахограф передает информацию о нарушениях в режиме реального времени

 Регулирует появление новых устройств Приказ Минтранса России от 01 сентября 2022 Г. N 343. Точнее, приложение к нему. Оно вводит понятие тахографа, имеющего в своем составе бортовое устройство с функцией передачи данных. Это тот самый онлайн-тахограф. Давайте посмотрим, чего можно от него ожидать.

Чем отличается онлайн-тахограф?

Несмотря на стремление законодателей как можно быстрее отрегулировать эту сферу, пока не очень понятно, как будет выглядеть онлайн-тахограф. Известно только, что конструктивно поменяется расположение блока СКЗИ — водители будут менять его самостоятельно. Но главным отличием от нынешних моделей будет функция автоматической передачи данных. Есть связь — все данные в режиме реального времени уходят в систему АИС «Тахоконтроль». Нет связи — данные копятся и передаются тогда, когда связь появляется.

Где купить онлайн-тахограф

А вот тут вопрос остается открытым. Заказать и купить эти устройства пока нельзя. Может, оно и к лучшему. Особенность этих устройств — способность фиксировать буквально все нарушения до единого. Золотая жила для бюджета.

Штраф за онлайн-тахограф

Мы, пожалуй, воздержимся от восторгов, как онлайн-тахографы повысят безопасность дорожного движения. Где-нибудь в Европе такой подход может сработать. А у нас в условиях многочасовых пробок в городских агломерациях и отсутствии инфраструктуры для отдыха водителей просто станет больше штрафов. Намного больше. Если в обычный тахограф не каждый гаишник полезет, то передача данных с онлайн-тахографа сильно упрощает задачу найти нарушение. Точнее, сводит ее на нет. Водитель буквально сам подписывается под нарушениями цифровой подписью со своей карты.

Пока законодатели обещают, что период перехода на онлайн-тахографы обойдется без автоматического выписывания штрафов. Но как долго продлится этот период? До конца действия Приказа — до 1 сентября 2026 года? Или в процессе появится новый документ, корректирующий сроки?

Нужно ли менять старый тахограф на онлайн тахограф?

Нет, никаких оговорок на этот счет нет. Прежние тахографы законны и менять их не нужно. По крайней мере, пока предлагают оставлять тахографы до окончания срока их службы — у большинства производителей это 10 лет. Но все новые автомобили предлагают оснащать уже онлайн-тахографами. Да, теми самыми, которые пока никто не видел.

Что принесут онлайн-тахографы?

Во-первых, рост штрафов. Кратный. Причем, работодатель наверняка постарается перенести ответственность именно на водителя (так штраф меньше). Во-вторых, дополнительные затраты на покупку онлайн-тахографов, когда их приобретение станет обязательным. В-третьих, рост цен. Перевозчики наверняка постараются переложить новые затраты на конечных потребителей.