Купить б/у тахограф

Автор: | 27 октября, 2023

Сколько стоит? Стоит ли вообще? И чем может обернуться такая покупка?

Б/у тахограф: решение проблемы или новые трудности?

Глядя на сегодняшние цены, многие водители начали подумывать купить б/у тахограф. А кто-то вообще всегда перебивался только такими. Давайте разберемся, можно ли сэкономить на такой покупке, и какие сюрпризы в подобных приборах могут поджидать. Начнём с главного. Разделим понятия.

Купить б/у тахограф или б/у блок СКЗИ?

Перепродавать сами тахографы можно. Совсем другое дело – блок СКЗИ. Он составляет 2/3 от цены тахографа и требования к нему гораздо выше.

СКЗИ — средство криптозащиты информации. А всё, что связано с криптозащитой регулируется и контролируется ФСБ. В частности 440-й Приказ Минтранса гласит, что даже после снятия блока с машины, владелец должен хранить его еще 1 год, а также направлять в ФБУ «Росавтотранс» данные об утилизированных тахографах и блоках СКЗИ.

Как часто собственники соблюдают это требование? Как правило, этим заморачиваются только крупные федеральные компании, которые следят за соблюдением закона. Обычно снятые блоки в лучшем случае валяются у механика. В худшем — уходят на вторичный рынок, если срок действия блока еще не истёк. Это законно? Конечно нет! И даже если вы всю жизнь ставили только б/у блоки, достаточно одного попадания в поле зрения органов, чтобы нажить себе большие проблемы.

Дело в том, что блок содержит информацию о предыдущих владельцах, и удалить ее невозможно. Поэтому где бы он ни засветился, контролирующие органы всегда смогут видеть всю его «биографию».

Если мы не переубедили, и вы всё же решили купить б/у блок СКЗИ, хотя бы посмотрите дату его активации. Не забывайте, блок действует 3 года. Согласитесь, нелепо покупать блок, которому осталось жить пару месяцев. Дату активации блока смотрим в технической распечатке в самом низу:

чтобы купить б/у тахограф, надо знать срок его изготовления
Срок действия блока СКЗИ подходит к концу

Б/у тахограф. Что может пойти не так?

Да много чего! И всё это начисто съедает любую выгоду. Например, если:

Тахограф ворованный

Вы можете купить его, не зная криминального подтекста. Но в процессе активации указывается не только серийный номер тахографа, но и полные данные его нового «владельца». Так что через несколько дней после активации визит полиции просто неизбежен.

Тахограф сломался

Но узнаете вы об этом скорее всего тоже в самый неподходящий момент. На выведенный из эксплуатации тахограф невозможно поставить и активировать блок СКЗИ. Точнее, в момент активации такого тахографа процесс остановится и отразит ошибку. Цена этой ошибки – блок СКЗИ, который вы, опять же, больше никуда деть не сможете.

Тахограф, да не тот

Невероятно, но еще находятся те, кто умудряется купить европейский тахограф под видом российского с СКЗИ! Не надо так! Наличие блока СКЗИ (он же НКМ) проверяем в распечатке, внизу:

Блок СКЗИ также обозначается как НКМ

На европейских тахографах можно добавить рекламный текст в верхней части распечатки, чем пользуются мошенники, размещая там информацию о несуществующем блоке. В настоящем чеке информация о НКМ только в конце распечатки.

Вместо тахографа — кусок железа

Вы даже не представляете, как часто в мастерские приносят тахографы, которые на деле оказываются собранными из разных частей «Франкенштейнами»! Связываться с такими – себе дороже. Экономии там не будет, не надо иллюзий! Вы просто отдадите деньги мастеру, но никаких гарантий, что прибор будет работать, он вам не даст.

Помните, что все действующие тахографы учтены по серийным номерам и занесены в специальный перечень. Вот по этой ссылке можно проверить любой из них:
Проверка тахографа по серийному номеру

Вот в этой статье писали, как выглядит серийный номер тахографа: где его взять? И все проверки лучше делать ДО покупки.

Тахограф без гарантии

Не сказать, что поломка тахографа – такая уж частая история, но даже они, бывает, выходят из строя. А чего можно ожидать от устройства, о котором вы не знаете ничего?

Старый тахограф

Как такового срока службы у тахографов нет, но по своему опыту можем сказать: всё, что приближается к 10 годам, начинает создавать больше проблем, чем позволяет экономить деньги. Вылезают недостатки с прошивкой, проблемы с аккумулятором, монитором, печатающим устройством… Напоминаем, что дату изготовления тахографа можно посмотреть в технической распечатке после серийного номера устройства.

Дата изготовления тахографа

Ещё раз подчеркнём, что выводы, купить ли вам б/у тахограф или взять новый, делаете вы сами. Но плохих примеров в нашей практике с «левыми» тахографами было гораздо больше, чем хороших.