Коллективный штраф за тахограф отменили

Законодатели наконец-то разъяснили, кто должен платить штраф за нерабочий тахограф или его отсутствие.

Наказывать за один неисправный тахограф и водителя, и должностное лицо, и организацию больше нельзя. В КоАП внесли поправки, разделяющие ответственность за нарушение. Коллективный штраф за тахограф отменили.

Коллективный штраф за тахограф отменили
Штрафовать за один тахограф всех сразу — нельзя.

Напомним, штрафы, предусмотренные статьей 11.23 КоАП РФ, следующие:

НарушениеШтраф по ст. 11.23 КоАПНарушениеШтраф по ст. 11.23 КоАП
Выпуск на линию транспортного средства без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством РФ, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами РФ требований к использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства.для водителя – 3-5 тыс. руб.;

для должностного лица – 7-10 тыс. руб;

для ИП – 15-25 тыс. руб.;

для юридического лица – 20-50 тыс. руб.
Несоблюдение установленных нормативными правовыми актами РФ норм времени управления транспортным средством и отдыха либо нарушение установленного нормативными правовыми актами РФ режима труда и отдыха водителей в части времени управления транспортным средством и времени отдыха.для водителя – 1,5-2 тыс. руб.;

для должностного лица – 7-10 тыс. руб.;

для ИП – 15-25 тыс. руб.;

для юридического лица – 20-50 тыс. руб.
Штрафы за неисправный или отсутствующий тахограф

К сожалению, были случаи, когда за одно нарушение “прилетало” сразу всей цепочке. Страдали и водитель, и, например, механик, и директор, а сумма штрафов доходила до абсурда. Но больше наказывать за одно нарушение сразу всех нельзя.

6 апреля 2022 года вступил в силу Федеральный закон от 26.03.2022 N 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 26 марта 2022 года. В ст. 2.1 КоАП он разделяет ответственность за административное правонарушение:

4. “Юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи.

5. Если за совершение административного правонарушения юридическому лицу назначено административное наказание в виде административного штрафа, который устанавливается в соответствии с пунктом 3 или 5 части 1 статьи 3.5 настоящего Кодекса, должностное лицо или иной работник данного юридического лица либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, не подлежат административной ответственности”.

Представим ситуацию. На момент выезда в рейс водитель ставит в журнале подпись о том, что тахограф исправен, а он сам проинструктирован, как соблюдать режимы труда и отдыха. В случае нарушения наложить штраф по ст. 11.23 на должностное или юридическое лицо уже не получится. В этой ситуации очевидна вина только водителя. 

И напротив, если по статье 11.23 привлекли к ответственности организацию, то водителя наказать уже невозможно. Конечно, в случае неизбежного наказания организациям выгоднее переложить вину на водителя, чтобы снизить сумму ущерба. Тем не менее, коллективный штраф за тахограф отменили — и на том спасибо.