Зачем нужен датчик контроля метана
Сейчас все большую и большую популярность приобретают автомобили с газовым оборудованием использующим для работы метан. Это удобно, в отличии от пропана, метан доставляется по магистральным трубопроводам (а не цистернами) и поэтому из-за более низких логистических затрат стоит дешевле чем пропан-бутановая смесь (СНГ — сжиженный нефтяной газ) или жидкие виды топлива. Разумеется в организациях эксплуатирующих автомобили на КПГ появляется вопрос контроля его заправок и расхода. Мы уже проводили свои эксперименты с подключением к спутниковым трекерам газового оборудования (статья «Контроль газа» на нашем сайте) но реальный результата дало только подключение клапана газа. Штатный датчик количества метана в баллоне, имеет возможность подключения к ГЛОНАСС трекеру, но реально использовать данные не получилось из-за малой точности, и самое главное — нелинейности показаний и зависимости их от окружающей температуры.
Поэтому когда разработчики оборудования показали новый датчик контроля метана на автомобилях с ГБО, нам стало интересно как он работает и мы попросили связать нас с инженерами.
Итак, что нам удалось узнать у сотрудников ООО «Газовое оборудование» о новом устройстве?
Начнем с того, что оборудование сделано именно для работы в комплексе в системами спутникового мониторинга. Это не какой-то попутный продукт, который требуется адаптировать под ГЛОНАСС трекинг (как это часто бывает), а полностью самостоятельный датчик рассчитанный на подключение к трекеру, что сразу снимает ряд проблем с удаленной диагностикой обслуживаемых автомобилей.
Как работает датчик контроля метана АГС 478
Датчик контроля метана устанавливается на магистраль в непосредственной близости от баллона. Встроенный преобразователь рассчитывает кривую зависимости количества газа от его давления и температуры. Затем показания по протоколу modbus через RS485 подключение, или, если использовать специальный адаптер, по стандартному протоколу топливных датчиков — RS485 LLS передаются через спутниковый трекер в любую систему спутникового мониторинга. Собственно этой информации достаточно любому оператору спутникового мониторинга для понимания принципа работы. Протокол LLS давно уже считается стандартным протоколом который поддерживает практически любой ГЛОНАСС-трекер, кроме того есть большое количество трекеров которые напрямую умеют работать и по modbus.
Датчик может работать как с одним баллоном, так и с много-баллонной компоновкой, не зависимо от типа и объема используемых баллонов.
Разумеется, только со стороны кажется что это простое устройство. На самом деле, как мы уже написали ранее и успели убедиться на собственном опыте, просто считывать показатели давления не даст никакого результата. Этот счетчик помимо давления учитывает данные температуры и строит в своих «мозгах» сложные нелинейные графики зависимостей, чтобы выдавать релевантные и повторяемые результаты.
Устройство специально разработано для работы на транспорте: температура эксплуатации у него от -45 до +85. Работает от бортовой сети и 12 и 24 вольта.
Решаемые проблемы
Любое оборудование, особенно оборудование мониторинга, всегда устанавливается для того, чтобы закрыть какие-то проблемы в эксплуатирующей его организации. В случае счетчика мы закрываем сразу пять проблем:
- Контроль заправок и расхода метана в реальном времени, так же как происходит контроль любого другого топлива.
- Контроль остаточного пробега. Зная количество газа в баллоне и его реальный расход, программа спутникового мониторинга может рассчитать остаточный пробег на газе. Это важно для автомобилей работающих только на одном виде топлива (доехать до заправки на бензине — не получится).
- В случае резкого падения давления система предупредит водителя об утечке.
- Проблема так называемых «спящих баллонов». Проще узнать про неработающий электроклапане в кассете до того как автомобиль встанет на трассе, не доехав до заправки.
- Безопасность. Превышении рабочего давления на заправке сразу видно водителю и зафиксируется в логах системы мониторинга.
Установка счетчика газа на автомобиль
Мы попросили инженеров «Газового оборудования» уточить на какой транспорт может быть установлена подобная система. Нам ответили, что система работает абсолютно со всеми типами транспорта, который оснащен метановым ГБО. Всё, вплоть до стационарных генераторов работающих на баллонах с компримированным газом может быть оборудовано вот такой системой. Можно установить датчик даже на передвижную газо-заправочную станцию. Счетчик спокойно может посчитать до 1000 кубов в час.
Единственное замечание — речь идет именно про метан (газовое оборудование на КПГ), принцип работы баллонов на пропане (СНГ) другой, поэтому туда счетчик АГС 478 установить нельзя.
Установить датчик контроля метана займёт менее трех часов. Рядом с баллонами, в магистраль высокого давления врезается тройник и сам счётчик. Это сделано для того чтобы исключить погрешности вызванные газовыми потоками в трубопроводах и в момент открытия клапанов сразу получить актуальные давление и температуру в баллоне.
Уже разработаны комплекты для установки: тройники, переходники для разных видов трубок и для разного газобаллонного оборудования. Благодаря им счетчик не привязан к конкретному типу ГБО, он может устанавливаться на любые системы, где работает компримированный газ независимо от количества баллонов.
Цена комплекта на автомобиль
Стоимость монтажа, разумеется, зависит от сложности установки на конкретный автомобиль, но для понимания порядка стоимости приводим рекомендованную розничную цену оборудования на начало 2023 года.
В зависимости от решаемой задачи требуется разный комплект, но для большинства автомобилей потребуется сам счетчик, монтажный комплект и тройник, то есть стоимость оборудования начинается от 58 тысяч рублей на автомобиль без учета монтажа и настройки.
Что мы видим в списке предлагаемого оборудования? Сам счетчик, тройники и монтажные комплекты это понятно. Что такое МБИК и адаптер?
МБИК 3030 это ГЛОНАСС/GPS терминал с поддержкой RS485 интерфейса.
А адаптер это устройство для того чтобы преобразовать modbus RS485 протокол датчика, в LLS RS485 протокол спутникового трекера, в случае, если трекер не имеет прямой поддержки modbus. Он опрашивает датчик, запоминает последнее показание, и затем выдает его по LLS протоколу при получении запроса от трекера.