Что такое тахограф и для чего он нужен

Автор: | 18 мая, 2021

Тахограф, это электронное устройство устанавливаемое в автобусы и грузовики. Нужен для контроля режимов труда и отдыха (времени которое водитель провел за рулем). Цель установки тахографа – снизить аварийность контролируя наличие отдыха водителя. Тахограф лишь записывает работу водителя, а сами ограничения устанавливаются законодательно. Для того, чтобы устройство определяло человека, в данный момент управляющих транспортным средством используются электронные карты с чипом – “карта водителя”. Карта вставляется в тахограф перед началом движения.

как выглядит тахограф
Пример того как выглядят тахографы

Фиксация режима работы (вождение, отдых), производится как в память тахографа, так и в память карты. С помощью бесплатных программ и считывателя, можно на компьютере посмотреть сколько времени провел водитель за рулем. Более того, закон предписывает производить сохранение этой информации в электронный архив раз в 28 дней.

тахограф с  вытащенной лентой
Лента вставляется в специальный отсек

Тахограф не передаёт информацию в ГИБДД, контроль проводится распечаткой бумажного отчета. Для этого в тахографе есть встроенный принтер печатающий отчеты на ленте напоминающей кассовую. Лента для тахографов отличается большей термостойкостью и специальной разметкой на обратной стороне, которая позволяет вести учет режимов работы вручную, в случае неисправности тахографа.

Законы определяющие установку тахографа

Основной законодательный акт определяющий использование тахографов: “Приказ Министерства транспорта РФ от 28 октября 2020 г. N 440 “Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства” (открыть текст в Гаранте)

шутка про тахографы
Любой тахограф позволяет водителям ехать в составе “экипажа”, вставив одновременно две карты водителя.

Приведем самые главные цитаты:

Приложение N 2 к приказу Минтранса России от 28 октября 2020 г. N 440

Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами

Оснащению тахографами подлежат:

грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусы, эксплуатируемые физическими лицами;

транспортные средства категорий N2 и N3 , эксплуатируемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;

транспортные средства категорий М2 и М3 (за исключением транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров), эксплуатируемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;

транспортные средства категорий М2 и М3 , осуществляющие регулярные перевозки пассажиров, определенные Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения” 11.

Не подлежат обязательному оснащению тахографами следующие виды транспортных средств, эксплуатируемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями:

транспортные средства, допущенные к осуществлению международных автомобильных перевозок в соответствии с карточкой допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок, оснащенные контрольными устройствами в соответствии с требованиями Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР, от 1 июля 1970 г.) 12, и эксплуатируемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, допущенными к международным автомобильным перевозкам в соответствии с удостоверением допуска к осуществлению международных автомобильных перевозок;

автобетононасосы, автобетоносмесители, автогудронаторы, автокраны, автомобили скорой медицинской помощи, автоэвакуаторы, пожарные автомобили, троллейбусы, транспортные средства для аварийно-спасательных служб и полиции;

транспортные средства для коммунального хозяйства и содержания дорог,
транспортные средства для обслуживания нефтяных и газовых скважин,
транспортные средства для перевозки денежной выручки и ценных грузов,
транспортные средства, оснащенные подъемниками с рабочими платформами,
медицинские комплексы на шасси транспортных средств,
автолавки, автобусы для ритуальных услуг, автомобили-дома, бронированные транспортные средства,
специализированные транспортные средства (специально оборудованные молоковозы, машины для перевозки живых животных, пчел, яиц, живой рыбы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений),
транспортные средства категорий N2 и N3, используемые сельскохозяйственными товаропроизводителями при осуществлении внутрихозяйственных перевозок (перевозка в пределах границ муниципального района, на территории которого зарегистрированы транспортные средства, а также граничащих с ним муниципальных районов),
передвижные лаборатории, мастерские, библиотеки, автосцены, репортажные телевизионные студии;

транспортные средства, зарегистрированные военными автомобильными инспекциями федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;

транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и грузов в пределах границ территории предприятия, не выезжающие на дороги общего пользования;

транспортные средства органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

транспортные средства, зарегистрированные органами, осуществляющими государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники;

транспортные средства, не предназначенные для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, с даты выпуска которых прошло 50 и более лет, с оригинальными двигателем, кузовом и при наличии – рамой, сохраненные или отреставрированные до оригинального состояния;

учебные транспортные средства, используемые для обучения вождению и сдачи экзаменов на получение водительских удостоверений, при условии, что они не используются для коммерческой перевозки пассажиров и грузов;
транспортные средства, которые проходят дорожные испытания, предусмотренные государственными стандартами и отраслевыми документами.

Категории транспорта для оснащения тахографом

Расшифровываем что означают категории из 440 приказа, процитированного выше.

Разрешенная максимальная масса (3500), это большая масса из тех двух, которые указаны в ПТС или в свидетельстве о регистрации.

Категория M2 – Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 т.
Категория M3 – Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 т

Категория N2 – Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т.
Категория N3 – Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу более 12 т

Сколько отдыхать по тахографу

То, сколько каждая категория водителей должна проводить за рулем устанавливается законодательно. Сейчас действует Приказ Министерства транспорта РФ от 16 октября 2020 г. № 424 “Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей”.

Режим труда различается для различных перевозок, лучше всего прочитать сам приказ. Но общие вещи, это не более 4 часов 30 минут непрерывного вождения, и не больше 9 часов вождения в день, для большинства категорий.

Важный факт, если водители едут “экипажем”, то второй водитель не может отдыхать в движущемся грузовике. Отдыхать оба водителя должны одновременно и полностью 9 часов. Но зато ежедневный интервал они могут увеличить до 30 часов.

Штраф за отсутствие тахографа

Отсутствие тахографа, нарушение режимов труда и отдыха, выпуск на линию машину с неисправным тахографом – всё это прописано в ПДД.

КоАП РФ Статья 11.23. Управление транспортным средством или выпуск на линию транспортного средства без тахографа, несоблюдение норм времени управления транспортным средством и отдыха либо нарушение режима труда и отдыха водителей

1. Управление транспортным средством без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, или управление транспортным средством, принадлежащим иностранному перевозчику, без ведения ежедневных регистрационных листков режима труда и отдыха, применяемых в установленных законодательством Российской Федерации случаях,
влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

2. Выпуск на линию транспортного средства без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства,
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от семи тысяч до десяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей – от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

3. Несоблюдение установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации норм времени управления транспортным средством и отдыха либо нарушение установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации режима труда и отдыха водителей в части времени управления транспортным средством и времени отдыха
влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц – от семи тысяч до десяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей – от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Примечание. За административное правонарушение, предусмотренное частью 3 настоящей статьи, юридические лица и должностные лица несут ответственность в случае, если это правонарушение совершено в результате фактического установления ими для водителей времени управления транспортным средством и отдыха с несоблюдением требований нормативных правовых актов Российской Федерации.

Отсутствие бумаги для распечатки отчета считается неисправностью тахографа.

“Нормативные правовые акты” – это в первую очередь указанный в начале статьи 440 приказ. Обратите внимание что в приказе содержится требование иметь в машине инструкцию к тахографу.

Какой тахограф установить

Существует три типа тахографов. Типы тахографов очень важно разделять, хотя бы потому, что карты к ним подходят разного типа. Тахограф не примет карту водителя изготовленную для тахографа другого типа.

  1. Российские, с блоком криптографической защиты (СКЗИ). Водители их называют тахографами “с пин кодом”, так как они единственные кто требует ввода пин-кода после вставки карты водителя. Актуальные на настоящий момент отечественные тахографы, используемые для внутрироссийских перевозок. Регламентируются приказом Минтранса 440 (ссылка на него в начале статьи) и ГОСТ 34005-2016
  2. Российские без блока СКЗИ. До появления законодательного требования по наличию блока с 2013 года, было выпущено большое количество тахографов без этих блоков. Большая часть из них была дооснащена блоками, если это позволяла техническая возможность и конструкция устройства.
  3. Европейские (ЕСТР). Используются в Европе. Могут быть уже установлены на Европейских грузовиках или автобусах. Выезд в Европу возможет только с тахографом ЕСТР. Первоначальная установка ЕСТР тахографа на автомобиль дороже и сложнее установки отечественного, из-за более серьезных требований к источникам скорости. В ЕСТР необходимы два датчика скорости, причем основной должен быть с криптографической защитой.

Блок СКЗИ (НКМ) для тахографа

В России, некорректируемое хранение данных обеспечивается использованием специального защищенного криптографией (и поэтому попадающего под действие законодательного регулирования) блока. СКЗИ расшифровывается как – “Средство криптографической защиты информации”. Существует еще одна аббревиатура которая может встретиться в распечатке – НКМ (“Навигационно криптографический модуль”), так как блок имеет встроенный модуль ГЛОНАСС и запоминает своё местоположение.

Блок активируется тахографической мастерской и работает три года. Срок службы ограничен программным способом, это означает что через три года тахограф выдаст предупреждение, а потом перестанет принимать карту водителя.

Споры по поводу легальности различных тахографов

В интернете периодически раздуваются истории по поводу “нелегальности требований” тахографов СКЗИ. Если изучить вопрос серьезнее, то как правило в глубине истории всегда находится какая-либо коммерческая фирма продвигающая свои коммерческие интересы. Например доступ к дешевым товарным запасам бывших в эксплуатации Европейских тахографов, или оказываемые юридические услуги. Если поискать чуть больше информации, то выясняется, например что “отмененный штраф за тахограф” оказался отменен не потому что СКЗИ законодательно не может требоваться, а потому что инспектор допустил ошибки при составлении протокола. Перевозчик сам решает что для него важнее, работать, или тратить время и деньги на суды с ГИБДД.

СКЗИ тахограф отменили
“В Интернете всегда кто-то не прав”. А еще много тех, кто просто хочет вам что-то продать. Читайте законы самостоятельно.

Мы оставляем перевозчику самому принимать решение какой тахограф устанавливать. Как мастерской допущенной к работам во всеми типами тахографов, нам не имеет принципиального значения какой тахограф установить клиенту. Но стоит помнить, что ЕСТР тахографы устанавливаемые именно по требованиям ЕСТР, дороже в установке, а ремонту при поломке не подлежат, открывать их мастерская не имеет права.

Отечественная тахография довольно молода, но тем не менее каких-то предпосылок к отмене СКЗИ нет и не предвидится. Для этого недостаточно изменить только 440 приказ, суть этих требований содержится в самой природе тахографа. Он должен хранить информацию в зашифрованной и защищенной от изменений форме, а это автоматически означает регулирование связанное с криптографией.

Официальный список допущенных к установке моделей тахографов на сайте ФБУ “Росавтотранс”.

Кто может установить тахограф

Установкой занимаются только специальные сертифицированные мастерские. И дело не в самом электрическом подключении тахографа, а в его настройке. Доступ к параметрам тахографа открывается только после того, как в тахограф будет вставлена специальная “карта мастера”.

Активация блока СКЗИ, без которого тахограф не будет корректно работать, тоже проводится на специальном оборудовании через сервер, доступа к которому у сторонних организаций нет.

Карта водителя

После того как вы узнали, какой тахограф установлен у вас на автомобиле, можно заказать карту водителя для тахографа.

Карта водителя для тахограф
А можно просто исправить цифры на старой. Шутка, карта все равно не будет действовать.

Срок действия карты – 3 года с момента выпуска. Если вы заказываете новую карту водителя для тахографа взамен заканчивающейся менее чем за полгода до её окончания, то срок действия новой карты будет начинаться со следующего дня после окончания предыдущей. То есть вы просто перестанете пользоваться старой картой, и у вас начнет работать новая, без “перехлёста” по времени.

Откуда получать информацию

У вас есть грузовик? Хотите быть в курсе новых законов? Заходите на сайт или подписывайтесь на новостную группу о тахографах ВКонтакте.

Остались вопросы? Задайте их профильному специалисту по тахографии.