Почему не срабатывает “отдых” в тахографе?

Автор: | 15 февраля, 2022

Многие водители стремятся “очистить” время езды от времени простоя. Наверное поэтому некоторые из них пытаются отметить “отдых” в тахографе, стоя на железнодорожном переезде или долгом светофоре. Работает ли эта уловка? Позволяет ли ехать дольше без остановок?

Как правильно отмечать "отдых" в тахографе
Почему режим отдыха может не отражаться в тахографе?

Отвечаем: не работает. И вот почему. С 1 января 2021 года время труда и отдыха водителей определяет Приказ Минтранса РФ от 16 октября 2020 г. № 424 “Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей”, точнее, приложение к нему. 

Работать больше установленного в Приказе времени нельзя. Меньше — пожалуйста. С отдыхом обратная история: хотите продлить перерыв — на здоровье. Но сделать его меньше обозначенного времени не получится.

Сколько можно ехать?

Теперь рассмотрим всё то же самое, но в конкретных часах и минутах. Пункт 10 Приказа:

«Время управления автомобилем в течение периода времени, не превышающего 24 часов, после завершения ежедневного (междусменного) отдыха или еженедельного отдыха и началом следующего ежедневного (междусменного) отдыха или еженедельного отдыха (далее — ежедневный период), не должно превышать 9 часов. Допускается увеличение этого времени до 10 часов, но не более двух раз в течение календарной недели».

Итак, у нас есть условные 9 часов вождения в сутки. Теперь определимся с максимальным временем непрерывной езды — это 4,5 часа. Столько может ехать водитель без остановки, после этого он обязан сделать перерыв в 45 минут.

Сколько нужно отдыхать?

Пункт 13 гласит:

«Не позднее 4 часов 30 минут времени управления автомобилем… водитель обязан сделать специальный перерыв продолжительностью не менее 45 минут, если не наступает время отдыха или перерыва, продолжительность которых превышает продолжительность специального перерыва».

Этот же пункт говорит о том, что если вы проехали меньше 4,5 часов, то перерыв  можно разделить.

«Специальный перерыв может быть разделен на несколько частей, первая из которых должна составлять не менее 15 минут, а последняя — не менее 30 минут, а при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении каждая из частей должна составлять не менее 10 минут».

А вот пункт 17 того же Приказа: 

«Время перерыва для отдыха и питания должно быть продолжительностью не менее 30 минут и не более двух часов, и предоставляться водителям, как правило, в середине рабочего дня (смены)».

Итак, давайте представим несколько режимов труда и отдыха.

Вариант 1. Водитель оставляет себе минимальный отдых 45 минут, разделив его на две возможные части: 30 и 15 минут:

Режим труда и отдыха водителя
Разделение отдыха водителя на две минимальные части

Помним: разделить на три части по 15 минут нельзя.

Вариант 2. Водитель может израсходовать все 45 минут перерыва за одну остановку. Для этого ему нужно остановиться на отдых через 4,5 часа вождения:

Режим труда и отдыха водителя
Отдых водителя в середине времени вождения

Вариант 3. Водитель делает отдых больше обычного, при этом делит перерыв на части. Как минимум, одна из них должна быть не меньше 30 минут, а самая маленькая — не меньше 15 минут:

Режим труда и отдыха водителя
Минимальное время отдыха водителя не может быть короче 15 минут

Отдых меньше 15 минут в тахографе не отразится

Как видите, таких вариантов может быть много. Удобнее скачать памятку по режиму вождения. Главное — неделимый минимальный отдых в 15 минут. Можно ли попробовать отметить в тахографе отдых меньше этого времени?  Попробовать можно, но на выходе вы всё равно не получите ничего — ноль минут отдыха. 

Если посмотреть распечатку после того, как водитель попытался “накроить” в отдых небольшие отрезки, например, по 3, 5, 8 минут, чтобы ехать дольше, то такие перерывы там просто не отражаются. И стоят ли эти минуты того, чтобы потом получить за них штраф? Конечно нет. Поэтому вывод простой: всегда помним про неделимые 15 минут. А главное — о том, что отдых — это, в первую очередь, ваша безопасность!