Почему BM9213M не работает с K-line

Автор: | 22 ноября, 2021

Подключение BM9213M к K-Line шине автомобиля или тахографа

Многие тахографические мастерские столкнулись с тем, что адаптер K-line BM9213M при попытке подключении не работает. Эта статья — инструкция как заставить новый модуль работать.

K-line шина, это автомобильный интерфейс, однопроводная двунаправленная шина. Принцип работы — замыкание на ноль линии, в которой по умолчанию находится уровень 12 вольт.

К-лайн шина применяется для диагностики в большом количестве автомобилей, а раньше зачастую была единственной шиной по которой электронные блоки автомобиля обменивались информацией.

Для подключения компьютера к k-line шине может применяться дешевый адаптер BM9213M производства «Мастер Кит».

преобразователь интерфейса k-line usb BM9213M
Модуль K-line BM9213M

Отличие BM9213M от BM9213

На сайте «Мастер Кит» представлено две модели — BM9213 (в настоящее время не производится), и более новая BM9213M. Фактически они отличаются только микросхемой которая отвечает за связь с USB портом компьютера.

Это очень простой модуль состоящий из двух микросхем, всю «умную» работу делает программа на компьютере. Одна микросхема — интерфейс k-line, она отвечает за работу с уровнями шины, вторая — интерфейс с компьютером.

В BM9213 для связи по USB использовалась микросхема от FTDIchip, в новом модуле BM9213M применена другая, очень популярная микросхема от Silicon Labs — семейства CP210x. Этот интерфейс не является чем-то новым и уникальным и используется в огромном количестве различного оборудования.

BM9213M не работает для обновления тахографа DCTO 3283

Абзац для тахографистов. В 2021 году устройство от «МастерКит» получило новую волну спроса в связи с тем, что для обновления прошивки тахографа DCTO 3283 необходимо использовать преобразователь интерфейсов k-line.

Внешний вид тахографа DTCO 3283
Тахограф DTCO 3283

DTCO 3283 один из самых надежных тахографов с СКЗИ на российском рынке, но к сожалению из-за введения «длинных» криптографических ключей при очередной замене блока СКЗИ приходится и обновлять его прошивку, что несколько трудоемко. Из-за этого стоимость прошивки и обновления во многих мастерских сейчас достигает 5 000 рублей.

Что нужно для её обновления? Это может сделать только тахографическая мастерская, при наличии специального Workshop Key для 3283 (с красной точкой, стоимостью 30 000 — 40 000 рублей), и программатора CTC II (160 000 рублей). Например мы, как мастерская, используем CTC II. Но есть и альтернативный путь, который поможет восстановить сломанный тахограф в случае неисправности.

Обновить прошивку можно с использованием специальной программы которую ФДО «МЕТТЭМ» распространяет среди части своих дилеров и адаптера k-line шины подключенного к тахографу.

Для тех кому не посчастливилось быть среди избранных, на сайте ЛЭДА выложена ограниченная версия этой дилерской программы для обновления тахографа, которая позволяет сохранить профиль тахографа и затем его загрузить. Программа отличается тем, что не позволяет сохранить этот выгруженный профиль DCTO 3283 на диск компьютера.

Третий вариант актуальный на начало 2022 года — купить программное обеспечение у Казанского ООО «ТСМ».

Возвращаемся к теме статьи. Как бы то ни было, все эти фирмы рекомендуют купить k-line адаптер BM9213 (который сейчас купить невозможно), а не BM9213M по одной простой причине — он не работает.

Почему BM9213M не работает, не подключает k-line шину или не видит тахограф

В чем же может быть проблема, если модуль до безобразия прост, и его неисправность это судя по всему системная проблема, а не неисправность конкретного экземпляра.

Всё просто. Микросхема SiLabs предназначена для подключения стандартных цифровых интерфейсов и имеет заранее запрограммированный набор скоростей на которых она осуществляет подключение. Производитель BM9213M лишь распаивает микросхему на плату, но не осуществляет её дальнейшую настройку.

Поэтому если вы её попробуете подключить, то ни к тахографу, ни к автомобилю она не подключится.

В русскоязычном интернете решение находится сложно, но первый же англоязычный сайт в поиске выдаёт рекомендацию:

To ensure compatibility with the vehicle diagnostic line and the software used to monitor the ECM status, we need to make the following overrides: 14400 at 10400 and 300 at 200 baud.

Чтобы обеспечить совместимость с диагностической линией автомобиля и программным обеспечением, необходимо выполнить следующие переопределения: 14400 изменить на 10400, 300 на 200 бод.

Таким образом проблема вызвана тем, что в памяти CP210x по умолчанию просто нет тех скоростей на которых работает автомобильная k-line шина. Поэтому BM9213M не работает просто не работает при подключении с настройками по умолчанию.

Для исправления этой проблемы нужно установить специальную программу «CP210xBaudRateAliasConfig» с сайта SiLabs или страницы товара «Мастер Кит» и внести следующие корректировки:

Окно настроек скорости CP210x модуля BM9213M
14400 изменить на 10400, 300 на 200 бод

После этого модуль без проблем подключается и к DTCO 3283 и к диагностическим шинам автомобиля.

Сейчас эта инструкция на русском языке размещена и на самом сайте «МастерКит» под описанием товара. Но тем не менее проблема по прежнему возникает у многих мастерских, поэтому мы решили выложить в открытый доступ и свою статью.