TPMS — контроль за давлением в шинах

Автор: | 27 января, 2022

Мы часто обсуждаем с нашими клиентами их проблемы и расход на резину возможно одна из самых крупных категорий расхода, после покупки топлива. Если не проследить за давлением в колесах, то это легко приведет к покупке новой покрышки, цены на которых для грузовиков немаленькие. Поэтому контроль давления в шинах становится одним из необходимых компонентов для оснащения грузовика. Второй контролируемый параметр — температура. Есть много факторов из-за которых колесо может перегреться, и температура тоже важна.

Крупные производители оборудования для спутникового мониторинга обратили внимание на эту проблему и начинают выпускать комплекты для оснащения. В основном все идут по пути повторения дешевых китайских комплектов, адаптируя их под особенности коммерческой эксплуатации.

Нам регулярно присылают оборудование на тестирование, и в этот раз мы получили комплект контроля давления в шинах нашего от давнего партнера, Челябинской фирмы Локарус.

Комплект пока на этапе тестирования и не продаётся, но мы уже можем собирать предзаказы на его установку.

Мы уже получали на тестирование первую версию устройства TPMS, и теперь к нам приехала доработанная версия.

Контроль давления в шинах для коммерческого транспорта

Итак, что такое система контроля давления в шинах. Во первых начнём с того, что откроем всем известный китайский маркетплейс и с удивлением обнаружим что цена готовых комплектов начинается от полутора тысяч. Зачем вообще российские разработчики собрались на этот рынок?

Дешевая система контроля давления в шинах
Пример товара на Алиэкспресс

Ответ как всегда кроется в деталях. То что будет работать на легковом автомобиле, не будет работать на грузовике. Блок элементарно не увидит датчик расположенный на колесе полуприцепа.

Во вторых условия эксплуатации на грузовом коммерческом транспорте гораздо более суровые. Песок, соль, лёд, постоянные круглосуточные вибрации.

Устройство для коммерческого транспорта во первых используют дорогие датчики, позволяющие заменить батарею, а не одноразовые. Во вторых эти датчики более мощные, правда обратная сторона — и более громоздкие.

Используемые датчики давления

Идеально использовать датчики которые крепятся на диск с помощью бандажного крепления, но так как для этого понадобиться шиномонтаж то для теста нам прислали вариант с внешним креплением на сосок.

Датчик давления в шине с внешним креплением

Чтобы защититься от воровства, используется специальная контр-гайка, которая не позволяет его быстро открутить, без ключа. Разумеется температуру колеса мы в этом случае не увидим.

Датчики разрабатывает сторонняя фирма, не Локарус. Они применяются в различных системах мониторинга, и можно купить их отдельно, но предназначены они именно для коммерческой эксплуатации. Например найти совместимых дешевых аналогов на Али нам пока не удалось. Стоимость датчика составляет порядка пяти тысяч рублей. Это дорого, но напомним, что он предназначен для длительной эксплуатации и имеет возможность в будущем заменить батарейку, которой хоть хватает на несколько лет эксплуатации, но ресурс тоже ограничен.

С первой версией устройства нам присылали датчики для крепления на обод внутри шины, вот так они выглядят:

датчики TPMS для крепления на обод с помощью бандажа
Датчики давления в шинах для крепления на обод с помощью бандажа (металлической ленты)

Согласитесь, что это довольно сложное устройство, что и объясняет цену. При креплении на обод становится актуальной и температура колеса. Развалившийся подшипник, заклинившие тормоза, обо всём этом водитель узнает практически сразу.

Блок приемника данных давления с датчиков

Второе отличие промышленной системы от дешевых — наличие промежуточного блока приемника, который крепится на раму автомобиля примерно посередине, это позволяет принимать данные со всех датчиков.

изображение блока приемника данных с датчиков давления в шинах
Блок-приемник, закрепляется на раме грузовика

Блок программируется для работы с конкретной конфигурацией датчиков, подключается к спутниковому трекеру и индикации на панели автомобиля. Локарус отошли от привычных вариантов с внешним экраном, который получается неоправданно дорогим. Например, сейчас есть производители, тоже тестирующие подобную систему, которые предлагают подключать блок-ретранслятор к экрану стоимостью от 14 тысяч рублей.

В случае системы контроля давления в шинах Локарус есть три способа узнать текущее состояние давления в колёсах.

Во первых все данные через трекер передаются в систему спутникового мониторинга, так что оповещение получит диспетчер. Дополнительно это позволяет сохранить всю историю происходящего, например если водитель сознательно ехал на спущенном колесе игнорируя предупреждения — это будет наглядно видно.

Для индикации об аварийной ситуации на панель водителя выводится световой и звуковой сигнал. Этого достаточно, чтобы вовремя остановиться и определить с каким колесом проблема.

Для получения детальной информации можно подключиться с мобильного телефона к блоку TPMS и увидеть давление и температуру каждого колеса.

Подключенные датчики давления и их показания

На скриншоте видно что один датчик TPMS не видит. Это результат тестирования расстояния приема. В этот момент приемный блок находился в стороне, в 20 метрах от автомобиля. Тот датчик который оказался перекрыт корпусом машины — перестал приниматься. Довольно неплохо. До колёс прицепа от тягача дальности работы устройства точно хватит!

Настройка программы контроля давления в шинах на грузовик, автобус, трактор, прицеп или полуприцеп

Ещё одно отличие коммерческих систем заключается в том, что в легковой машине 4 колеса, а вот в коммерческом транспорте их гораздо больше, и они сложно комбинируются. Две или три оси грузовика, спаренные колеса, три оси полуприцепа, вы прекрасно понимаете про что мы говорим.

Программа позволяет выбрать конфигурацию машины и настроить датчики по их реальному расположению. Грузовик, автобус и даже трактор. И даже трактор с тремя колесами, бывают и такие.

автобус, грузовик, трактор, прицеп, полуприцеп
Вариант настройки под различные автомобили: грузовик, автобус, трактор, прицеп, полуприцеп

Как видим, контроль давления в шинах сельскохозяйственной техники рассматривается Локарусом одним из возможных применений для новой системы TPMS.

Купить систему контроля давления в шинах

Купить систему TPMS Локарус пока нельзя, но можно бесплатно получить её на тестирование в нашем офисе.

После начала промышленного производства ожидаем стоимость порядка 8-9 тысяч рублей за сам блок TPMS и от трёх до пяти тысяч рублей за датчик в каждое колесо.

Это дёшево! Как интеграторам нам приходят предложения от поставщиков оборудования на комплекты контроля давления в шинах с гораздо большим ценником, от 15 тысяч.

Если это оборудование интересно — то можете связаться с нашими менеджерами и оставить предзаказ на покупку и установку комплекта контроля.