После того как обычные собственники, не юрлица, начали устанавливать тахографы на автомобили, одним из самых часто задаваемых стал вопрос про покупку «какого нибудь старого тахографа».
Итак, рассказываем про то, с чем можно столкнуться и на что обратить внимание покупая тахограф с рук.
Во первых, самое главное — тахографы это не магнитофон, это номерное изделие, а информация об активации заносится в общую федеральную базу. Так что если есть хоть какие-то сомнения в легальности оборудования, то приобретать его не следует.
Когда предыдущий владелец заявит о краже (а это может произойти не сразу, например машина долго стояла и пропажу обнаружили только спустя пару месяцев), то новый владелец тахографа вычисляется элементарно вплоть до ИНН и адреса проживания. К нам, и в другие мастерские, регулярно приходят запросы от МВД, и нужно понимать что ни одна мастерская не будет «покрывать» владельца автомобиля которому установила ворованнный тахограф, потому что мастерская так же фигурирует и в федеральной базе установок и в памяти блока СКЗИ и в распечатках на самом тахографе. В этом случае вопросы следствия появятся уже к мастерам.
Так что если есть хоть малейшее подозрение что тахограф криминален — нет!
Второй очень важный момент — блок СКЗИ. В современной Российском тахографе есть две независимые памяти, собственно память самого тахографа, и ещё один сменный блок, «черный ящик», а именно блок СКЗИ, срок службы которого три года после активации. Три года это программно ограниченный лимит, после которого тахограф просто попросит заменить блок СКЗИ и не включится. Активация — это момент первоначальной настройки тахографа, когда в него вводятся все нужные коэффициенты и данные про автомобиль и его владельца.
Так что в блоке СКЗИ тоже содержатся сведения о том, на каком автомобиле он установлен. Из этого следует два вывода — правильная переустановка тахографа на другой автомобиль должна включать в себя и замену блока СКЗИ. Даже если этого не сделать — то тахограф с заканчивающимся блоком не имеет покупать никакого экономического смысла.
Если просуммировать все затраты — покупка, настройка, монтаж, калибровка, затем покупка нового блока СКЗИ и опять активация и калибровка с новой поверкой — то разница в цене с новым тахографом будет не больше пяти тысяч (которые фактически растягиваются на три года службы нового блока СКЗИ), но при этом вы получите в остатке старый тахограф, который потребует ремонта с большей вероятностью чем новый и этот ремонт уже явно не будет гарантийным (то есть бесплатным).
Таким образом — покупку тахографа с уже активированным блоком СКЗИ надо внимательно просчитывать, и не бросаться покупать по первому же объявлению на Авито. Это может обойтись в итоге дороже чем покупка нового тахографа.
Тем не менее иногда встречаются предложения о покупке совершенно новых неактивированных тахографов. Например тех, которые были сняты с автомобилей-шасси переоборудуемых под спецтехнику оснащению тахографами не подлежащую.
Посмотреть состояние блока СКЗИ можно по распечатке технических данных, но тут есть третий вариант. Этот третий вариант — поддельные тахографы. Такие попадали к нам в руки и мы писали по ним отдельную статью. Речь идет про ЕСТР тахографы, которые «косят» своей распечаткой под СКЗИ. Разумеется ими не являясь, карточку инспектора или водителя выпущенную для тахографа СКЗИ такой псевдо-СКЗИ тахограф не примет, и будет работать только с европейскими водительскими карточками. Эта ситуация существует благодаря тому, что в крупных городах на складах мастерских скопилось огромное количество европейских тахографов, снятых у клиентов при переоснащении тех на СКЗИ. Внутри тахографического сообщества регулярно пробегают предложения о покупке неограниченного количества ЕСТР «тушек» за копеечные 5-7 тысяч рублей. Лёгкая манипуляция, немного лапши на уши перевозчику и «псевдо-ЕСТР» тахограф уже продаётся на авито за 15-20 тысяч. Отличный бизнес! В силу слабой обученности сотрудников ГИБДД и технадзора в такими тахографами скорее всего даже получится поездить, до первого опытного сотрудника. А так как куплено всё через интернет, да и «клиент же знал что покупает» и предъявить потом будет некому.
Так что третий основной момент — мы живем и работаем на территории Российской Федерации, поэтому и играть должны по законам РФ. А это значит что на автомобилях устанавливаются тахографы с блоком СКЗИ.
Информация о блоке СКЗИ всегда находится в самом конце чека, если номер блока СКЗИ находится в самом верху распечатки, то это скорее всего обман. Это делается заменой рекламной картинки тахографа на другую.
Разумеется речь сейчас не идет про международных перевозчиков (опять же настоящих, а не тех кто пытается под них косить, про них у нас тоже была отдельная статья) — но это опытные ребята которые уже давно знают какие тахографы нужно эксплуатировать.
Не все мастерские стремятся рассказать реальную ситуацию (кто-то с радостью готов ловить рыбку в мутной воде), да и не каждый клиент на которого неожиданно свалилась необходимость «куда-то» потратить 40 тысяч рублей и ищущий варианты сэкономить готов услышать то, что ему пытаются объяснить. Основной посыл этого большого текста — пожалуйста, не дайте себя обмануть. Спасибо что дочитали.