Настройка и подключение трекера FORT 112M

Автор: | 17 ноября, 2021

Давненько к нам не попадали в руки трекеры Fort. Если быть точным то с Чемпионата мира по футболу. Но вот приехал клиент который попросил перевести к нам свою машину на обслуживание, а в автомобиле оказался уже установлен трекер Fort 112M. Посмотрим как обстоят дела у с настройкой трекеров у довольно популярного Персмкого производителя телематического оборудования Fort Telecom.

Фотография трекера Fort 11M
Внешний вид трекера Fort 112M.

Вообще «Форт Телеком» интересен тем, что это один из ключевых разработчиков оборудования под ЭРУ ГЛОНАСС. Тем интереснее будет посмотреть отношение к инженерной части их работы, насколько удобен конфигуратор и адекватен трекер. Ведь не секрет, что сейчас зачастую маркетинг выходит на первое место, а в результате всё равно страдает потребитель купив трекер у которого хуже ПО или сложнее поддержка из-за наскоро написанного конфигуратора.

Юмористическая картинка-пародия, растерянный полицейский держит в руках трекер Fort
Что от тебя ждать, Fort?

В нашей работе оборудование Форт не использовалось. Так сложилось что трекеры этого производителя практически не попадали к нам в руки, даже когда клиенты приходили на обслуживание со своим уже установленным оборудованием.

Итак, сегодня в руках трекер Fort 112M. Важная ремарка — оборудование от Fort отличается индексами, так что внимательно смотрите не только на цифры 112, а на то, что после них. Например М и EG-M это разные трекеры, они даже выглядят по разному. Видимо 112 по задумке авторов должно было символизировать телефонный номер диспетчерской (но это не точно).

Подключение к компьютеру для настройки

Начнем работу со скачивания конфигуратора с сайта. Сайт немного запутан, но в итоге нужная программа нашелась на странице с описанием устройства. Если вы попали к нам из поисковых систем, то вот прямая ссылка на конфигуратор FORT 112M.

На первый взгляд конфигуратор выглядит удобно и понятно. Подключение терминала, загрузка параметром из терминала, сохранение. Всё как у других производителей спутникового мониторинга.

Основное окно конфигуратора
Конфигуратор FORT

Но поведение его совершенно непонятно. При попытке подключения фокус с окна постоянно убегает и оно проваливается под другие открытые окна.

Подключаем трекер , Windows привычно «блямкает» но ничего не происходит. Никакого сообщения о ненайденном устройстве не появляется, в «Диспетчере устройств» тоже никаких предупреждений. Оказывается при первом подключении нужно принудительно установить драйвер, который находится в каталоге конфигуратора. Без него ошибки система выдавать не будет, но трекер не подключится.

Диспетчер устройств Windows
Без драйверов трекер появится как COM-порт

В принципе все эти тонкости подключения описаны в инструкции, так что если не получается подключиться к компьютеру то откройте инструкцию которая встроена в конфигуратор. Даже искать не придётся.

Ссылка на инструкцию в конфигураторе трекера Форт
Инструкцию искать не придется и поверьте, она пригодится.

После установки драйвера вы увидите список IMEI подключенных к компьютеру трекеров. Давайте посмотрим как настроен этот конкретный трекер и что мы можем поменять в его настроечках. Нажимаем загрузку данных трекера, и тут началось…

окно ошибки: "программа занята, повторите попытку позже"
Половину действий будут сопровождать вот такие окошк

Это всего лишь конфигуратор трекера!!!! При этом после каждого диалогового окна сам конфигуратор упорно прячется и его приходится заново разворачивать из панели задач.

Ошибка: "Параметр is=USSD_CODE вернулся нулевым"
Разнообразие

Вобщем с конфигуратором мы сразу что-то не подружились.

Долгая зарузка данных с терминала
Что-то скачивается с терминала… доооолгооооо….

Дооооооолго ждём пока движется зеленая полоса в строке статуса. Как будто трекер подключен не через USB или пытается скачать несколько гигабайт данных. При этом нет никаких пояснений, что именно сейчас происходит, а сам прогресс бар двигается очень, оооочень, ооооооооооочень медленно.

Ладно, сидим и в течении 10 минут наблюдаем за зеленой полосочкой, видимо после этого что-то должно произойти? Что происходит по прежнему непонятно, настроек не видно.

Нет, вы не ослышались. Реально десять минут! Клиент покупая оборудования всего этого не видит. И маркетологи не видят! И те кто закупками занимается тоже! Но мы потратили 10 минут своей жизни просто наблюдая за зеленой полосочкой. Эй! Инженеры Форт Телеком, вы серьезно???? Причем это реально загрузка, по мере продвижения прогресс-бара видно как в конфигураторе появляются настройки. На седьмой минуте появились настройки телематического сервера, например.

И да!!! Интуиция не подвела! Процесс сохранения параметров в терминал такой же стремительный! Зеленая полосочка ползёт примерно с такой же скоростью как и при чтении. При этом в процессе нас еще и развлекают окошками с ошибками.

При записи параметра 36  произошла ошибка
Какая грусть. Что-то явно пошло не так.

Вот сейчас тот момент когда я жалею что решил не ругаться матом в рабочем блоге. Ну ничего, еще минут семь подождать и всё будет.

При записи параметра 237 произошла ошибка
А тем временем через шесть минут сохранения галочки…

Шла восьмая минута. Я уже вспомнил трекеры М2М которые году в 2010 мы ездили конфигурировать подключаясь через telnet. На дворе, напомню, 2021 год, точно, я на всякий случай даже проверил в календарике

Запись конфигурации завершена успешно
Ээээээ…
Обнаружено устройство
Да не, я его просто так в компьютер включил…
Подключился терминал
АААааааааааааааааааааааа!!!

Вот при каком сценарии мне его нужно подключить, но не подключать? Зачем мне отдельно сообщать, что в конфигураторе данные трекера который у меня прямо здесь и сейчас подключен к компьютеру? Отличное юзабилити, просто отличное!!!

Ну ладно, выдохнули. Ну не может же такой трекер существовать в 21 году. Не могут же реально с ним люди так работать. Вспомним правило, если вы что-то не понимаете, значит просто не умеете это готовить. Открываем мануал (да-да, вот теперь точно пора!). Мануал встроен в конфигуратор, вы уже помните что я писал про его необходимость!

Для ускорения работы можно управлять отдельными параметрами

Семён Семёныч! Трекер сделан так, что вам не надо читать всю конфигурацию из памяти, можно считать и изменить только отдельные нужные настройки. Честно говоря я ещё не видел подобных конфигураторов, это непривычно и не очень удобно… Видимо это какое-то жуткое легаси или проклятие, которое инженеры Форта вынуждены носить с собой. Но как бы возможность есть, будем пользоваться.

Цифровые входы трекера Fort 112M для датчиков

Пробежимся по цифровым входам для понимания поддерживаемого оборудования. Трогать не будем, просто посмотрим, чтобы не пришлось опять считывать или сохранять настройки!

Режимы RS-232
Поддержка оборудования RS-232

NMEA? Неожиданно! Зачем кому-то подключать к трекеру внешний приемник GPS? Что это за сценарий использования? Не внешнюю антенну, а именно цифровой приемник. Видимо делалось для каких-то очень специализированных применений, явно не на массовый рынок. Но тогда почему не сделать отдельный прибор или прошивку, и не забивать конфигуратор которым пользуются обычные интеграторы. У которых задача «вон камаз — поставь туда чтобы видно было на компьютере». Загадка.

Поддерживаемое оборудование RS-485
Оборудование RS-485

По 485 неплохо… даже дисплейчик есть. Самое главное что поддерживается ДУТ Омникомм и CANLog, так что живём.

Подключение трекера Fort 112M к CAN шине

Поддержка стандартов CAN шины
CAN J1939 для грузовичков есть

Есть CAN сканнер чтобы посмотреть PGN в шине, и возможность настроить фильтр на интересующие пакеты. Ну как собственно у всех современных трекеров.

Фильтры CAN шины
Настройка фильтра CAN пакетов

Преднастроек CAN для отдельных машин нет (как в трекере СМАРТ, например), возможности загрузить отдельно только настройки CAN (как в УМКе) тоже судя по всему нет. Вижу только загрузку всех параметров трекера как отдельной конфигурации.

Подключение Fort 112M к телематическому серверу

По протоколам для отправки данных на сервер у нас очень ограниченный выбор. Есть только родной протокол FORT (который очень мало кем поддерживается), и популярный EGTS. Посмотрим, можно ли вытащить по ним данные с датчиков.

Пакет данных по протоколу Fort
Пакет данных с трекера fort по протоколу fort

Ничего не понятно, но очень интересно. Чуть позже попробуем поэкспериментировать на живой машине.

Как вы видите протокол у Fort бинарный, так что теоретически не очень сложно написать ретранслятор, который будет переформировывать пакет под конкретную систему мониторинга.

Посмотрим что там висит в передаче, если включить EGTS. Напомню, это протокол который описывает Приказ Минтранса РФ от 31 июля 2012 г. № 285.

Пакет данных трекера Fort по EGTS
Пакет данных с трекера в формате EGTS

Если перевести на человеческий, то оба пакета бинарные и содержат в себе весь набор датчиков которые подключены к трекеру. А вот как эти датчики будут разобраны вашей системой мониторинга — надо проверять. Гарантировать полную совместимость с нестандартным подключенным оборудованием сможет только родной телематический сервер от «Форт Телеком». При наличии выбора — лучше работать через него. Не думаю что программисты какого-нибудь, не к ночи будет помянут, «ЭРА ГЛОНАСС», будут заниматься доработкой отчетов под те датчики которые вы подключили к трекеру. Но обычный RS-485 ДУТ должен поддерживаться везде.

Выводы

Субъективная оценка: трекер-норм, а вот конфигуратор мне очень не понравился. Мне как инженеру важно удобство работы с оборудованием. Удобный софт — меньше глупых ошибок в работе.

Если вы интегратор — то подключиться к трекеру и настроить его под свою систему мониторинга вы сможете без проблем. В отличии от многих трекеров подобного уровня — всё программное обеспечение открыто доступно на сайте, за это производителю огромный плюс. Приспособиться к конфигуратору можно. Да у него есть свои фишечки, но он работает и прибор настраивается. Провода как обычно на общей колодке, индикация работы в духе всех современных трекеров: мигающие по разному лампочки… Не Миелта вобщем (грусть в голосе).

При этом, если если вам надо будет подружить трекер с чем-то более экстравагантным чем собственный сервер Fort Monitor (который кстати судя по отзывам коллег довольно неплох), то надо помнить, что для всех остальных случаев протоколы fort и egts не самый лучший выбор для передачи данных с датчиков.

Для дилеров и тех кто работает на сервере FortMonitor это вообще не проблема, но когда решаешь задачи интеграции зоопарка оборудования в полузаброшенную систему мониторинга, это может стать проблемой и потребует написать руками несколько дополнительных скриптиков-ретрансляторов для обработки данных.

Разумеется координаты вы увидите практически гарантировано, но не стоит сразу обещать клиенту увидеть всё, что он хочет повесить на машину.

Так что если вы конечный пользователь, например перевозчик — то перед покупкой трекера проконсультируйтесь с обслуживающей вас по мониторингу организацией. Легко могут возникнуть сложности с подключением к серверу.

С другой стороны, если вам достался этот трекер бесплатно, например вместе с машиной, то выбрасывать его точно не стоит. Овчинка стоит выделки и попробовать подключить стоит. Форт Телеком — это известный очень крупный производитель, выпускающий вполне надежное оборудование, так что этот ГЛОНАСС-терминал прослужит вам долгие годы. При этом технически Fort 112M тоже интересен и функционален, почему бы не попробовать этот функционал использовать.

Ну и у него крутой красивый корпус! 😎

Обычно мы пишем еще и сравнение цен со схожими трекерами другими производителями, но в данном случае мы трекер не покупали, он приехал с клиентом, а в прайсах наших поставщиков его нет. Поэтому для Fort 112M никаких ценовых выводов делать не будем. Этот обзор больше для инженеров, наших коллег-интеграторов спутникового оборудования мониторинга транспорта.

Так что если ваш интегратор ГЛОНАСС мониторинга отказывается подключать трекер, то покажите ему эту статью! 😀

Сегодня обзор получился таким, но уже завтра всё может поменяться. Интересно? Заходите на наш сайт и подписывайтесь на новости в группе ВКонтакте чтобы не пропустить новые статьи.