Мы довольно плохие продавцы, потому что часто отговариваем клиентов тратить деньги, если они не принесут результата. Одна из вещей которую часто отговариваем покупать — датчик уровня топлива.
Итак, вкратце пробежимся что это такое. Датчик топлива это железка которая вставляется в бак и позволяет в программе мониторинга (на компьютере или с телефончика) видеть что происходит с топливом. Зачем нужен именно дополнительный датчик? Только потому что он показывает.. эээ… чуть точнее чем штатный. Производители говорят про один процент, но в реальной жизни в зависимости от автомобиля и кучи других факторов это будет процентов пять — в любом случае лучше чем штатный. Для того чтобы поставить датчик уровня топлива (или как его называют сокращенно — ДУТ) делается отверстие в баке (если машина гарантийная могут быть вопросы гарантийщиков), из бака сливается топливо, устанавливается датчик, и топливо заливается обратно через счетчик, таким образом мы привязываем «условных попугаев» в которых показывает датчик, к реальному значению в литрах в конкретном баке.
Почему же он может быть не нужен? Всё просто.
ДУТ это дорого.
Нормальный (не «всё вместе за пять тыщ»,
а нормальный!!!) сам по себе будет стоить
около десяти тысяч, плюс монтаж, плюс
калибровка. Всё как везде, есть
производители которые задают тенденции
рынка и продают дорого, и есть те кто
подражает и продаёт дешево. Те кто
продаёт дешево и мало, разумеется не
имеет бюджетов ни на инженеров, ни на
техподдержку. Когда покупаешь дешевые
датчики, а потом из пяти штук три уезжает
в ремонт — это не работа, ни для клиента,
ни для нас как для интегратора. Рабочее
время наших монтажников не бесплатное,
мы тоже теряем в этом случае деньги. У
клиента же в этот момент техника
оказывается без контроля, хотя казалось
бы и деньги за оборудование заплачены,
и время на установку потрачено.
Поэтому
мы считаем, что деньги потраченные на
оборудование должны себя оправдать.
Можно заранее более-менее предсказать
экономический эффект от установки ДУТ
на технику. Камаз-сельхозник, у которого
расход меняется раза в два от загрузки
и того где он едет (например по полю с
полным кузовом прицепом свеклы, или
пустой по асфальту) — однозначно нужен
ДУТ.
Но легковушка, которая видит только асфальт… Ребята, вы серьезно? Конечно нет! Если на машине есть спутниковый трекер — то можно не только смотреть километраж, но более-менее точно понять и ситуацию с топливом, не прибегая к помощи дополнительных датчиков. Разумеется здесь придется немножко пофантазировать, но фантазия в отличии от топливного датчика бесплатна, а польза от анализа бизнес-процессов и логистики несоизмерима. Например можно поставить условие заправки всегда «до полного» на четко отведенном круге заправок. Ещё лучше когда транспорт заправляется «по карточке» и знаете объем заправки автомобиля. Места заправок отмечаются геозонами, время заправок есть (легко проверить что она реальна), пробег между заправок знаем, объем топлива тоже. Есть всё чтобы посчитать средний расход. Если расход больше запланированного то стоит заглянуть в багажник и посмотреть нет ли там «левой канистрочки»…
ДУТ не панацея. Часто мы видим ситуацию когда организация ставит ДУТ и после этого все расслабляются «ведь там всё следится». Но нет, это так не работает. В интернете описан миллион и один способ незаметного воровства солярки с топливных датчиков, поэтому если регулярно не считать цифры, не смотреть на машину то смысла оснащать нет.
ДУТ это не навсегда! Как думаете, почему автопроизводители не ставят точные датчики сразу с завода? Одна из причин — у них не очень большой срок жизни. Современный ДУТ, это алюминиевая трубка которая фактически является объемным конденсатором. Алюминий, дизельное топливо с серой, агрессивная среда, окисление… Сразу готовьтесь к тому, что его надо будет раз в пару лет перекалибровывать, а то и менять. Чудес не бывает. Менеджеры по продажам в ГЛОНАСС-конторах могут обещать чудеса — но реальность такова, что датчик должен быстро себя окупить, или экономией или удобством для логистики, потому что очень скоро его придется менять на новый.
На бензин ставить нет смысла. ДУТам вообще всё равно что измерять, но когда мы слышим просьбу установить в бензиновый бак мы обязательно начинаем узнавать — зачем. Одно дело — когда это какой-то исполнительный механизм, хотя и их можно прекрасно считать по среднему расходу и моточасам. Но если речь идёт например про легковой или лёгкий грузовой автомобиль, то никакой экономической целесообразности нет. Во первых расход на автомобиле более-менее постоянный, и «слить»незаметно или «недозаправить» топливо в каких-то ощутимых количествах не получится, это будет прекрасно видно. Во вторых ДУТ и его установка и так недешевы, а в случае с бензиновым баком монтаж будет раза в два дороже из-за того, что бак нужно будет обязательно снимать и выпаривать. Это сложно, долго, дорого. При этом все проблемы присущие датчикам никуда не пропадают, поэтому есть ли смысл поставить ДУТ, условно сэкономить за два года четыреста литров бензина на двадцать тысяч, и через два года потратить ту же двадцатку на новый датчик и его монтаж. При этом, а) гарантий того что водитель ворует нет (так что экономия условная и её может просто не быть), бэ) даже если топливо уходит налево, тех же показателей экономии можно добиться просто внимательным контролем через спутниковый мониторинг.
Подытожим. Всегда хочется взять и купить «волшебную таблетку от всего», но это не всегда возможно. Датчик уровня топлива на панацея и не избавление от воровства. Купить и не работать в системе мониторинга надеясь на то что, «ну все же под контролем» верный способ быстро разочароваться в спутниковом мониторинге в целом. Не торопитесь тратить деньги. Просто спутниковый трекер даёт огромное количество информации которую нельзя скомпрометировать или подделать — точки и время заезда на заправки, подозрительные остановки, реальный маршрут и пробег. Изучайте эти данные, сопоставляйте их в данными полученными от топливных компаний (завести для своего транспорта топливные карты по которым приходят отчеты о заправках — отличная идея), заведите правило заправляться всегда до полного чтобы можно было привязаться к среднему расходу, устраивайте контрольные хронометражи и замеры реального расхода. Не дайте себя обмануть желающим впарить ненужное оборудование, очень часто экономия на отказе от покупке ДУТ реально больше возможной экономии от их применения.