Отечественная тахография развивается. Сейчас на рынке уже большой выбор тахографов соответствующих законодательству и перевозчику становится сложно определиться с выбором. Взять самый дешевый или всё-таки надежный? Или вообще поискать по объявлениям?
Мы считаем, что выбрать надежный важно хотя бы потому, что тахографы это ключевой момент, без которого запрещена эксплуатация автомобиля. Из-за того, что блок СКЗИ однократно активируется на конкретную связку автомобиль-тахограф-блок, при поломке нельзя поставить «подменный», так что на время ремонта тахографа машину эксплуатировать нельзя, как если бы у неё сломался двигатель или тормоза.
Предлагаем вашему вниманию наш субъективный рейтинг оборудования. Мы не претендуем на какую-то истину, но руководствуемся этим в своей работе.
Микас, Касби, ТЦА. Вынесем их в одну группу, потому что принципиально не продаём их клиентам, но регулярно сталкиваемся с уже установленными на приезжающих машинах. Неприличный процент брака, практически полное отсутствие поддержки CAN шины, сложности с обновлениям прошивки и ремонтом. Тем не менее это самые дешевые тахографы, за что их любят другие мастерские. Если хочется сэкономить — то найти где купить не будет большой проблемой.
Штрих… Неплохой тахограф, но у нас был отрицательный опыт с первыми партиями, с тем пор работаем только по большой необходимости. Не очень удобен для монтажа и обслуживания, нужны дополнительные программаторы. Но в целом очень хороший выбор — можно брать если вам его предлагают!
Меркурий — поддерживает большое количество автомобилей по CAN, производитель быстро исправляет появляющиеся проблемы, ремонтопригоден. Средний ценник по сравнению с другими тахографами. Подходит на большинство автомобилей.
Атолл, дороже Меркурия, лучше работает с некоторыми иномарками, но очень много случаев зависаний, которые лечатся только сбросом прошивки. Массово устанавливались на новые ПАЗы, и к сожалению именно там и больше всего сбоят. Если бы не стоил дороже Меркурия, мы предлагали бы его клиентам более активно, но реальной необходимости переплачивать эти две тысячи рублей разницы не видим.
DCTO с блоком СКЗИ. Внешне и по механике ничем не отличается от европейского тахографа DCTO, CAN поддерживает большинство автомобилей. Для программирования нужен специальный дорогой евро-программатор, который есть далеко не у всех тахографических мастерских. У нас он есть, но помните, что не каждая мастерская сможет с ним работать, например, если вдруг понадобится какое-то обслуживание во время рейса. И самый главный минус, весь ремонт только на заводе производители (а это с логистикой минимум месяц). Но надо отдать должное, эти тахографы не ломаются, у нас пока не было в практике ни одного такого случая. Самый дорогой тахограф, примерно на 4-5 тысяч дороже меркурия, и на 7-8 тысяч дороже самых дешевых представителей рынка.
Отдельная тема — тахограф БУ (снятый с другого автомобиля). Тут ситуация неоднозначная, во первых покупая тахограф с рук обязательно нужно убедиться что тахограф не ворованный, потому что серийные номера прекрасно пробиваются, а информация однажды занесенная в тахограф не удаляется никогда. К нам регулярно приходят запросы от МВД по поводу украденных тахографов, кроме этого есть специальный портал в интернете где мастерские размещают информацию. Так что установить тахограф который ищет владелец точно не получится, кроме этого будут проблемы с правоохранительными органами, ни одна здравомыслящая мастерская не будет «закрывать глаза», потому что в любом случае эта информация окажется на сервере активации.
Второй момент — блок СКЗИ. Не забывайте что в блок тоже заносятся данные по автомобилю на который он установлен, поэтому при переустановке тахографа нужно будет производить замену блока, а стоимость этой процедуры порядка 25 тысяч рублей. При этом это будет тот же самый изношенный старый тахограф, без гарантии. Но вот купить новый неактивированный тахограф с рук — да, отличный вариант! Иногда попадаются варианты когда новые неактивированные тахографы снимают за ненадобностью с новых автомобилей и продают через то же «Авито». Покупаете, приезжаете в мастерскую, активируете и устанавливаете. В этом случае всё корректно! Кроме того, гарантия на тахограф не зависит от способа его приобретения, поэтому в случае поломки можно будет отправить его на завод, так же как и другой новый тахограф.